Ведические Мантры — Значение и Контекст

Вот я и «дополз» до темы про Ведические мантры. 🙂 Тема непростая, и довольно объемная, поэтому, видимо, одной статьей не обойдется.

А Ты Вообще Кто?

Хороший вопрос. Собственно, чего ради я должен писать про мантры — есть ли у меня необходимые знания и икспириенс (опыт) для этого дела?

Хм, я не могу причислить себя к супер-пупер знатокам Санскрита или мантровального дела, однако некоторый опыт, да и знания действительно имеются. Изучать мантры я начал в 1996-м году, тогда же постепенно начинал практиковать мантра-медитацию (процесс концентрации сознания на звуках мантры). В принципе, деятельность жива и по сей день, хотя я и не работаю вширь, скорее, вглубь. Но и тут есть огромное не паханое поле, что называется. Ну да ладно; как я и говорил на страничке «О Блоге«, слушать меня или нет — решать вам; но если  что-то вам понравится, я буду рад. Так вот. 😉

Что Означают Мантры?

ведические мантры

Для начала я хотел бы описать значение и контекст, в котором употребляется сам термин «Мантра«. Возможно, это покажется не особо интересным кому-то, но без этого не будет более-менее целостного понимания, что же такое мантра. Я итак сокращаю, как могу! 🙂

Свами Шивананда в «Мантра Йога Садхана» приводит определение слова мантра на Санскрите: Mananat Trayate Iti Mantrah. К сожалению, изначального источника этого определения я не нашел. Вроде как, это какая-то из Упанишад, но перелопатить их все в поисках этой сточки будет непросто. Если кто знает, буду рад, если поделитесь. 🙂

Mananat — насколько я понимаю, идет от Mananah («думать, размышлять», а также «медитация», «мысль», «ум» — в зависимости от того, какие там долгие «А»). Здесь имеет место т.н. правило Сандхи, когда конечная висарга h перед T, с которой начинается Trayate, также переходит в T.

Далее, Trayate — может переводится, как «сохраняет, защищает, спасает, освобождает».

Iti Mantrah — «это есть Мантра».

Перевод получается такой: «[То, что] освобождает ум (мысли) — есть Мантра.»

Почему же «освобождает», а не «спасает» или «защищает»? Вот в таких случаях как раз и необходимо знание контекста традиции, в которой применялись подобные фразы и термины.

Дело в том, что даже если мы используем слова «защищать» или «спасать», применительно к «уму» они будут означать примерно одно и то же. Отчего защищать ум? От Майи — иллюзии, которая заключается в отождествлении себя (души, атма) с материальным телом (деха, шарира), а также с деятельностью материального ума, разума и органов чувств.

Согласно Ведической философии, материальный мир является иллюзорным не потому, что не существует, а потому, что не является источником постоянного счастья. Душа или атма на Санскрите, состоит из трех основных качеств: сат, чит и ананда. Сат — это вечность, чит — (со)знание, ананда — счастье, блаженство. Душа склонна искать вечного счастья, т.к. это соответствует ее изначальной природе. Однако, поскольку материальный мир является временным (т.е. те объекты, которыми душа пытается в нем наслаждаться, не сохраняются вечно, принося страдания и разочарование), он не может дать душе настоящего, постоянного счастья. Когда душа думает, что все же сможет это вечное счастье найти во временном мире — это, согласно философии Вед, называется Майей или иллюзией. Говорится, что душу нельзя измерить, в отличие от материи. Поэтому иллюзию материальной реальности определяют как Miyate Anaya Iti Maya«Майя есть то, что можно измерить.» Это определение отражает основной способ познания материальной реальности — через анализ.

Я прошу прощения за влезание в «философские дебри», но я просто хочу, чтобы вы поняли контекст, в котором раскрывается смысл слова Мантра.

Итак, основной способ познания материи — анализ. В Ведах дается 10 методик получения знания, главные из которых три:

  • Пратьякша — эмпирическое познание.
  • Анумана — логическое умозаключение.
  • Шабда — получение знания из надежного источника (обычно при помощи звука).

Аналитическое мышление базируется на информации, полученной от органов чувств (пратьякша), а также на ее обработке нашим интеллектом (анумана). Таким способом можно узнать довольно много, но его главный недостаток — ограниченность собственным опытом. Т.е., вы не можете сделать верное заключение о каком-либо предмете или явлении, если они выходят за рамки вашего опыта, поскольку даже если вы получаете информацию через органы чувств, она не может быть адекватно обработана, поскольку логика не может действовать за пределами известных законов (иначе это уже не логика 🙂 ), которые выводятся опытным путем.

Поэтому Веды рекомендуют прибегать к Шабде, что дословно переводится как «звук». Однако, этот звук должен исходить из авторитетного источника. Таких источников насчитывается три: сами Веды, Гуру или учитель, а также Садху или святые личности. Веды являются дыханием Нараяны или Изначального Существа, из которого исходит все Творение. Гуру — это учитель, который дает человеку настоящее знание. Есть целая система, как проверить, настоящий ли Гуру; самый простой способ описан в «Упадешамрите»(1):

vāco vegaḿ manasaḥ krodha-vegaḿ

jihvā-vegam udaropastha-vegam

etān vegān yo viṣaheta dhīraḥ

sarvām apīmāḿ pṛthivīḿ sa śiṣyāt

Перевод

«Уравновешенный человек, способный контролировать речь, совладать с требованиями ума, умеющий сдерживать гнев и укрощать побуждения языка, желудка и гениталий, обладает всеми качествами, необходимыми для того, что бы принимать учеников повсюду в мире.»

Садху — это святой человек; поскольку он обладает духовным сознанием, а также лишен зависти, т.к. не преследует материальной выгоды — то знание, которое он может передать, будет лишено материальной ограниченности.

Так, ладно, поехали дальше.

К чему все это было?

Это я все вел к тому, что Мантра — в сущности, это звук — звук, способный освободить ум от мирской суеты, что является одной из важнейших задач йоги:

yogascitta-vritti-nirodhah — «Йога есть устранение волн в сознании (уме)» (Йога-сутры Патанджали, Самадхипада, текст 2).

Подобные «волны» или «колебания» — это, по сути, материальные желания и беспокойства, которые мешают душе осознать себя как вечную духовную частичку, итак уже исполненную всего знания, и всегда пребывающую в блаженстве.

К сожалению, избавится от этих «волн» традиционными способами (эмпирический опыт и логическое мышление) не получится, т.к. эта сфера выходит за рамки компетенции вышеупомянутых методов, поскольку причина «волн» — в авидье или забвении своего истинного положения как души.

(Блин, я уже устал все это писать, но надеюсь, что хоть что-то понятно…)

Хотя у мантр могут быть разные цели и виды прикладного применения, изначальный смысл, заложенный в них — помочь душе вывести свое сознание из иллюзии материального мира, побороть авидью, дав возможность воспринять истинное знание. Вот поэтому-то и говорится Mananat Trayate Iti Mantrah — «[То, что] освобождает ум — есть Мантра.»

 

Продолжение следует, ибо на сегодня я уже выдохся…

Вот и продолжение: Как работают мантры?


7 комментария на: “Ведические Мантры — Значение и Контекст

  1. так кажется более точным — цитирую:
    САТ-ЧИТ-АНАНДА (санскр. saccidānanda – реальность-сознание-блаженство) – традиционное ведантистское определение высшего Брахмана. С точки зрения адвайта-веданты Шанкары этот Брахман по сути своей лишен каких бы то ни было свойств или атрибутов (ниргуна-брахма), а это значит, что мы имеем дело не с тремя разными характеристиками, но с собственной природой (сва-рупа) Брахмана. В силу несовершенства и ограниченности вербального знания нам приходится употреблять три разных слова, тогда как все они метафорически описывают одну и ту же сущность. По словам Шанкары, «сознание – его собственная вечная природа, подобно тому как свет и жар [составляют собственную природу] огня. Ибо нет здесь разделения на качество и его носителя» (Комментарий на «Брахма-сутры», II.3.29). В позднейших вишнуитских направлениях веданты, в частности в вишишта-адвайте Рамануджи, тройственное определение обозначает как раз свойства, или модусы проявления, Брахмана, иначе говоря, он рассматривается как реальный и вечно блаженный Бог-творец Ишвара, выступающий субъектом познания и действия, наделенный множеством благих качеств. Ведантистская триада сат-чит-ананда может быть соотнесена с неоплатонической триадой οὐσία-νοῦς-ζωή (сущее-дух-жизнь), напр. у Прокла, где каждый из трех элементов объем-лет собою два других.
    Н.В.Исаева
    остальное же — те кто практикуют — вас поймут.

    1. Мощный комментарий, Андрей, спасибо! 🙂 Правда, применение термина «сварупа» по отношению к безличному Брахману как-то странно выглядит, ведь дословно, да и контекстно, фраза переводится как «своя форма», и обычно указывает на чистое состояние души вне влияния гун материальной природы. Т.е., хотя душа, получая мукти, и становится ниргуна, тем не менее, она обретает изначальные гуны или качества — те, что существуют в Вайкунтха-дхаме, т.е. термин «сварупа» указывает на изначальную индивидуальность души в ее освобожденном состоянии. Природу души же называют «Джайва-дхарма».

  2. да не, сварупа, по моему — в самый раз. Хотя от слов много путаницы. И переживание, узнавание хотя бы однажды своей природы в момент «отпадения» от «безличностного» и затем памятование удивительно разнообразно оказались истолкованы в последующем. Ум как всегда пытается удержать бразды.

  3. Здравствуйте, Денис! Вот ведь как бывает… Ищешь вопросы на свои ответы, случайно заходишь на случайный сайт (уж больно название понравилось «Чуть ближе к солнцу», и на тебе — все ответы на блюдечке с голубой каемочкой 🙂 Прочитала несколько Ваших статей, и как будто некий паззл в голове начал складываться. Пока не знаю, в чем волшебство… Возможно в глубине Ваших знаний, умении доступно их излагать и простой человеческой искренности.
    Я очень Вам благодарна за Ваш труд! За то, что преодолевая себя, находите возможность написать что-то для других. Я знаю, какая сложная тема мантр. И я согласна, что без предварительной теории, на описание которой Вы потратили так много времени, невозможно постичь глубину мантра-йоги. Денис, поверьте, Ваш труд не напрасен. Вы помогаете кому-то другому стать чуточку счастливее, немного лучше понять, как ОНО это все устроено)
    Пожалуйста, пишите еще. Материал по мантрам был бы очень интересен! Ну и не по мантрам тоже 🙂
    Радости и Вдохновения Вам на Пути!

    1. Спасибо за ваш комментарий, Татьяна!

      Прочитала несколько Ваших статей, и как будто некий паззл в голове начал складываться.

      Это здорово! Мне всегда приятно, что кому-то моя писанина пригодилась. 🙂 Я просто делаю то, что могу, что нравится, делюсь мыслями, иногда пишу о том, о чем просят читатели. Вот и с темой «Мантры» так вышло — просили, начал…, да все что-то осилить не могу продолжение. 🙂 Но надо взяться, конечно…
      Я вам очень благодарен за ваши замечательные пожелания! Эх, может это меня сподвигнет на дальнейшую деятельность, да буду снова регулярно писать. 😉 Делать кого-то счастливее — это было бы вообще супер! Ну, пока помидорами не закидали, так что, думаю, писать дальше можно. 😛

  4. Понравилось: «Да кто я вообще такой, чтобы писать об этом»… Значит, далее написанному можно доверять)) Зашла случайно, вегетарианские вопросы занесли сюда. О йоге мечтаю, но отодвигаю это от себя намеренно, на потом… А то итак мало мотивации к деньгам и излишествам, боюсь, что подобные знания совсем погасят конкурентную искру.
    Добавлю в закладки, почитаю позже!

    1. Спасибо за комментарий, Екатерина!

      Значит, далее написанному можно доверять))

      😛

      О йоге мечтаю, но отодвигаю это от себя намеренно, на потом… А то итак мало мотивации к деньгам и излишествам, боюсь, что подобные знания совсем погасят конкурентную искру.

      Ну, к излишествам мотивации как раз и не надо — как показывает жизнь, излишества — это то, что лишает гармонии, как внутренней, так и внешней. В природе нет излишеств, там есть баланс. Человек без излишеств — здоров, свободен и удовлетворен.
      Деньги — этот вид энергии, без сомнения, необходим, однако он естественно рождается из следования собственной природе. К сожалению, с этим в наше время напряг. Так или иначе, деньги нужны, главное — их не на пьедестал. 🙂
      В любом случае, йога вовсе не означает «бросить все», она, наоборот, может послужить катализатором новых возможностей. Хотя, не исключена и переоценка ценностей, жизненных целей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *