Почему Мы Любим Старые Игры или кое-что о Первых Впечатлениях

Сегодняшний пост будет не в тему. Ну, не то, чтобы совсем ни в какие ворота, просто он ни о йоге, ни о вегетарианстве, ни о саморазвитии, хотя…, с последним его еще можно кое-как связать. Можно сказать, что этот пост будет, в некоторой степени, о психологии — о размышлениях на тему любви к старым компьютерным играм и не только.

Конечно же, далеко не все со мной согласятся, потому что не все эти старые игры любят. Я говорю об играх 90-х годов, может, о начале 2000-х, и даже немного об играх 80-х, в которые (80-е) я и сам особо-то не играл. 🙂

Ну да ладно.

XCOM Enemy Unknown (2012)Все началось с выхода новой стратегической игры XCOM Enemy Unknown (2012). Я, как старый фанат серии (первых трех частей), такое событие, естественно, пропустить не мог. Хотя до сих пор еще в нее и не играл! (просто некогда пока).

Но я не об этом. Я читал отзывы других игроков, как на английском, так и на русском языке. В целом, все отзывы можно было разделить на три «лагеря»:

  • Те, кто в полном экстазе от новой игры (ну, или хотя бы на 2/3 в этом экстазе)
  • Те, кому параллельно (или, как бы сказал мой университетский друг Женя, «квадратно»)
  • И те, кому игра не понравилась (или они притворялись, хотя втихаря все равно в нее рубились).

«Ну и к чему же вы клоните?» — наверняка скажет уже немного уставший от моей занудной «прелюдии» читатель. На что я отвечу: «сейчас все поймете, наверное…» 🙂

Конечно, в этих трех группах ничего особенного нет. Идем дальше.

Первая группа — в основном (не все, но, как мне показалось, таких большинство), это молодые игроки, не «испорченные» старой графикой, и убер-креативными сюжетными линиями многих старых игр. Игровая молодежь любит красочные спецэффекты, потрясный action, наличие мультиплеера, и побольше крови (хотя последнее не обязательно). Они, возможно, не замечают некоторой «простоты», которой наполнены многие современные игры. Это можно понять — таково веяние нашего времени, когда ребенка уже с пеленок приучают к модным гаджетам, и, видимо, вскоре, даже груднички смогут заказывать себе молоко из молочки (а такие заведения еще остались?), коснувшись липким пальчиком своего iPad’a. Т.е., игра должна охватить, как можно большую аудиторию, поэтому излишнее отягощение ее умственными «гантелями» может вызвать у молодежи интеллектуальную «непроходимость», что, естественно, негативно скажется на продажах игры.

Я не говорю, что это так. Это просто мысли вслух.

Вторая группа — те, кто либо не особо интересуется данным жанром (стратегия/тактика), либо просто почти нашел себе иное, более увлекательное занятие в жизни («почти», т.к. он/она все еще зависают на игровых форумах, где мы и имели честь ознакомиться с их мнением).

Третья группа самая интересная. Многие представители этой группы — олд-скул геймеры, т.е. старые-добрые (иногда, не очень добрые) игроки, которые не знали в своей детсадовской молодости удобных подгузников, но прекрасно разбирались в защите базы от вторжения алиенов в Средиземном море, могли ночами рубиться в Wing Commander и Elite, и даже прошли первую Цивилизацию.

Но их игровые достижения здесь не столь важны. Важно другое: эти олд-скул товарищи (я, кстати, тоже не знал удобных подгузников), в большинстве своем (опять же, чисто мои субъективные наблюдения) не очень лестно отозвались о новом XCOM Enemy Unknown. Вот он, главный вопрос данного поста: Почему?

В общем, отзывы «бывалых» содержали фразы «упростили игру», «слишком короткая», «нет нормальной стратегии», «за всю игру я сбил всего 4 тарелки!» и проч. Т.е., им игра показалась не такой захватывающей, как оригинал 1994-го года с разрешением 320х200 пикселей.

С одной стороны, напрашивается ответ: да, разработчики упростили игру, сделав ее более аркадной, и не такой трудной, как оригинал (хотя там есть разные уровни сложности). Да, что-то стало проще, чего-то стало меньше. Но вот интересно, в этом ли главная проблема? Кто-то пишет, что уже не чувствуется атмосфера того X-COM’а.

Первые впечатленияИ хотя все это может быть правдой (это я про упрощение), но тут может играть роль еще один интересный фактор — первое впечатление.

Когда мы получаем свой первый опыт в чем-то, особенно в ранние годы, это оставляет в нашем сознании почти неизгладимое впечатление. Думаю, вы понимаете, о чем я. Это можно спроецировать практически на все (без хронологической последовательности): первая любовь, первый звонок, первая драка, первая бутылочка манной каши…

То же и с играми. Вполне возможно, молодые игроки, которые познакомились с XCOM именно с этой, новой версии, находят ее просто отпадной (если им, конечно, нравится жанр «стратегия»). И если им показать те старые игры, первые части X-COM’a, многие совсем не захотят в них играть. Графика, потому что, убогая. Да, визуальная часть сегодняшних игр не сравнима с оной у старых. И хотя дело не только в ней, большинство геймеров, выросших на играх пост-2000-х годов (даже пост 2005-х), уже привыкло к хорошей графике, и старая у них чуть ли не вызывает рвотный рефлекс.

Простой пример: есть замечательная игра Thief (и ее продолжение Thief II). Когда мой брат посоветовал одному своему другу сыграть в нее (а тот моложе моего брата), то парень поначалу согласился; однако, как только он узнал, что игра 1999-2000 годов, он передумал, сославшись на то, что «графа убогая». А ведь игры — шедевры, с потрясающей атмосферой примерно 17-18 веков, и отличным, местами мистическим, сюжетом.

Итак, у каждого было свое первое впечатление, которое и «задало тон» последующим. Возможно, поэтому и возникают подобные «противостояния», когда одни говорят, что раньше было лучше, а другие не согласны. Здесь я говорю о чисто субъективной стороне человеческой натуры, а не о качестве игр, как таковых.

Просто еще один взгляд на вещи. Казалось бы, ну и ладно! Но интересно то, что принцип первого впечатления можно распространить почти на все. И для кого-то он может сыграть даже решающую роль. Мы знаем поговорку «встречают по одежке» — ведь это не что иное, как первое впечатление. Если кто-то сразу же показывает себя с лучшей стороны, то к такому человеку будет позитивное отношение. И даже если он позже подозревается в чем-то плохом, мы будем склонны считать, что его зря оклеветали (не всегда, конечно, но такая тенденция может иметь место).

Девушка, потерявшая невинность с нелюбимым человеком, в последствии, может не испытывать действительно глубоких чувств при интимной близости — это уже из исследований психологов и социологов. Более того, есть данные, что гены из семени первого мужчины у женщины будут оказывать влияние на все ее последующее потомство. Возможно, не в 100% все случаев, но все равно, есть, над чем задуматься.

Согласно философии йоги, человек должен научиться контролировать свой ум и чувства. Также он должен, на всех этапах свой жизни, учиться правильно выбирать первые впечатления. Этот процесс начинался в Ведические времена еще до рождения ребенка. Проводили определенные церемонии (самскары), которые, в целом, служили двум целям:

  • Привлечь в лоно будущей матери благочестивую душу
  • Создать благоприятные условия для рождения и жизни ребенка

Как вы уже, наверное, поняли, в йоге процесс реинкарнации души воспринимается как нечто вполне естественное; жизнь ощущается циклично, как и все прочие процессы в Природе и Вселенной.

Когда ребенок рождается, снова проводят самскары (очистительные церемонии), и так далее, на протяжении всей жизни человек старается сохранить определенную чистоту сознания — как благодаря подобным обрядам, так и избегая тех вещей, людей и событий, которые могут направить русло его или ее мыслей в неблагоприятную сторону. Ну да, звучит, как «промывание мозгов».

А если посмотреть на это с точки зрения темы данной статьи, то философия йоги, по сути, предлагала человеку правильно выбирать первые (и последующие) впечатления в жизни (а некоторых и избегать вовсе). Зачем? Опять же две цели:

  • Прожить более счастливую жизнь
  • Достичь освобождения после смерти

Выбирая то, о чем думать, то, что будет влиять на ход наших мыслей, мы сможем оградить себя от ненужных беспокойств.

Сохранив определенную чистоту сознания, в конце жизни будет легче сосредоточиться на душе и Источнике всего сущего, т.к., с одной стороны, не будет сожаления о несостоявшейся жизни, а с другой — способность направлять мысли в нужное русло (ведь человек тренировался этому с самого детства), т.е. теперь, на закате жизни (а кто-то и раньше) человек устремляет свои мысли к высшим материям, и так достигает духовной реальности (как говорится в Бхагавад-Гите (8.6), «…о каком бы состоянии бытия ни помнил человек, покидая тело, того состояния он и достигнет в следующей жизни», т.е. в тех условиях и получит новое рождение — речь идет о карме).

Как видите, в Ведах концепция первых впечатлений имеет не последнее место. Ну да ладно с философией (я, наверное, уже растерял больше половины читателей к этому моменту :)), что мы имеем сегодня?

Дети с малых лет видят насилие, убийства, нарушения закона — все это легкодоступно по ТВ и Интернет. Я забыл сказать, что впечатления, полученные в детстве — самые сильные, и обычно остаются с нами на всю жизнь. Теперь, не трудно представить, кем они могут вырасти. Да, не все, конечно, станут бандитами, и т.д., но будет ли их жизнь счастливой? А может, они вырастут в страхе перед жестоким миром? Или будут твердо уверены, что обман — это норма жизни? Или, что любовь можно купить за деньги, а настоящая дружба — это какой-то архаизм? Серьезно; я знаю настоящих друзей, и кто-то недалекий думает, что, может, они «голубые»?… Но они нормальные люди; просто те, кто так думает — под влиянием массы негативной информации, — воспринимают обычную дружбу искаженно. Т.е. информация в виде чувств, эмоций, впечатлений и опыта способна влиять на наше восприятие реальности.

Здорово, когда человек полностью свободен, когда он может делать свой собственный выбор в жизни; но плохо то, что делать правильный выбор детей почти не учат. Образование впихивает в них тонны информации, не развивая качеств характера, не обучая настоящим жизненным ценностям (а если и обучая, то явно в недостаточном объеме, чтобы «перекрыть» поток инфо-мусора).

Некоторые люди с удивлением слышат, что умный человек и разумный — далеко не одно и то же. «Умный» — значит, обладающий большими знаниями, владеющий массой информации; разумный же — то, кто знает, как прожить жизнь счастливо самому, и как помочь стать счастливыми другим. Разум – это, прежде всего, способность различать, что хорошо, а что плохо. Проблема в том, что разум, будучи инструментом аналитическим, берет необходимую информацию из ума, куда стекаются «данные» от чувств. Если информация «подпорчена», то и функционирование разума будет происходить не в сторону счастливой и здоровой жизни, а в сторону саморазрушения. Вот мы опять приходим к впечатлениям, которые мы обретаем благодаря чувствам и уму.

Выбирая, что слушать, смотреть, с кем общаться, и даже что есть и пить, мы фактически, сами вершим свою судьбу. Если вдуматься, понаблюдать и понять, как действует процесс усвоения информации нашим сознанием, то можно найти способ «кормить» его только тем, что делает нас, и дорогих нам людей, счастливыми. Это не звучит эгоистично; эгоистично, это когда реклама, показанная нам тысячу раз, программирует нас на покупку ненужных нам вещей; это, когда мы хотим питаться здоровой пищей, но за компанию съедаем всякую гадость, и т.д.

В общем, пора заканчивать мои сумбурные размышления… 🙂

Различия во взглядах не являются противоестественными. Нужно лишь понять, что мы сами можем влиять на собственный образ мыслей. Нужно просто приложить больше внимания к тому, как мы воспринимаем и реагируем на окружающую действительность, и выбирать только то, что приносит положительные эмоции и/или принесет благо в долгосрочной перспективе. Звучит просто, но на деле…

Ну вот, начал с игр, а закончил философствованием. Ну да ладно, все равно, сомневаюсь, что кто-то дочитал до конца. 🙂 Всем позитивных мыслей!

Йога и сознание


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *