После описания мула бандхи вполне логично затронуть и уддияну — очень важную и полезную практику. Уддияна бандха или брюшной замок — это «символ восходящего полета«; практика несложная, но ее пользу нельзя переоценить. Как вам, например, такое: регулярное выполнения этой бандхи способно замедлить процессы старения в теле, а также наполнить его энергией!
Сила уддияны в ее мощном энергетическом воздействии, важной составляющей которого является сублимация сексуальной энергии, ее перенаправление в высшие центры, что, в целом, способствует омоложению организма, повышению его жизнестойкости.
Техника выполнения
Есть две базовых техники: сидя и стоя — рассмотрим обе.
1. В положении сидя. Примите любую медитативную позу (но колени должны быть на полу). Ладони положите на колени, глаза закрыть, расслабиться. Это исходное положение.
Теперь закройте глаза и глубоко вдохните. На задержке дыхания выполните джаландхара бандху, после чего втяните (даже, скорее, подтяните) мышцы живота движением внутрь и вверх. Это конечная форма, удерживать которую нужно столько, насколько вы можете задержать дыхание.
Выход из бандхи: медленно расслабьте мышцы живота, прервите джаландхару и поднимите голову, выдохните. После того, как нормальное дыхание восстановится, повторите уддияна бандху.
Основные моменты практики
- Выполняйте не более 10 повторов уддияны за одно занятие. Поначалу, лучше вообще ограничиться двумя-тремя повторами.
- Естественно, практиковать ТОЛЬКО на пустой желудок (или через 3 часа после еды).
- Внимание на манипура-чакре, что расположена на уровне солнечного сплетения.
- В русле практики йоги уддияна-бандху лучше выполнять перед медитацией, но после поз йоги и пранаям (это, если вы практикуете ее отдельно, не как встроенную технику). Она отлично сочетается с мудрами и дыхательными упражнениями йоги.
- Помните, что по окончанию практики начинать дышать нужно после того, как прервете джаландхара-бандху.
Кому не стоит делать?
Воздерживаться от выполнения этой бандхи нужно тем, у кого имеются нарушения в работе сердца, язва желудка или двенадцатиперстной кишки, а также беременным женщинам.
2. Уддияна бандха в положении стоя. Встаньте прямо и расставьте ноги примерно на 30 см. Наклонитесь вперед и упритесь ладонями в переднюю поверхность бедер чуть выше коленей; взгляд направлен вперед. Это исходное положение.
Глубоко вдохните, и с шумным выдохом (через рот, со звуком «ха-а-а») наклонитесь еще больше вперед, чтобы на выдохе полностью опустошить легкие. Теперь поднимитесь (но не резко!), задержав дыхание на выдохе; руки все также упираются в бедра. При подъеме с пустыми легкими ваш живот будет естественно втягиваться; если это не особо ощутимо, вы можете помочь ему, приложив некоторые усилия. Однако, не перенапрягайтесь! Это мощная практика, и осваивать ее нужно осторожно. Я, как-то, пренебрежительно относился к ней, и из-за ее сильного воздействия у меня начала болеть печень, т.к. я прилагал чрезмерные усилия для втягивания живота почти с самого начала (видимо, при интенсивном выполнении бандхи происходило сжатие печени, и из нее стали активно выходить токсины, а любое резкое очищение часто болезненно). Если все делать постепенно, то вы сможете избежать возможных негативных последствий.
При втягивании живота смотрите вниз. При выходе, медленно прервите уддияну, затем джаландхару, начните вдыхать (но не резко), и медленно выпрямитесь, после чего полностью расслабьтесь. Остальные детали и ограничения такие же, как и в сидячем варианте.
Уддияна бандха стоя считается более легким вариантом, поэтому обычно рекомендуется начинающим. Правда, она также полезна и могущественна, как и сидячая форма. В идеале, конечно, и ту, и другую форму лучше практиковать под должным руководством на случай, если у вас что-то не будет получаться или будут иметь место неожиданные эффекты практики (хотя, при правильном выполнении, она безопасна).
Согласно Хатха-йога Прадипике (3-54,3-55, 3-56, 3-57, 3-58, 3-59), уддияна считается лучшей из бандх, и дарует освобождение тому, кто регулярно ее практикует. Человек может избавиться от множества болезней (особенно, связанных с брюшной полостью), и даже омолодить свой организм.
Польза уддияна бандхи
Практика этой бандхи заставляет прану (жизненную энергию) течь вверх по центральному энергетическому каналу в теле (сушумна), что уже само по себе чрезвычайно благоприятно, т.к. обращает вспять естественные процессы разрушения организма, тем самым омолаживая его. Отсюда и название «символ восходящего полета».
При выполнении бандхи диафрагма подтягивается к грудной клетке, а органы брюшной полости прижимаются к позвоночнику, т.е. происходит массаж всей полости — это избавляет практикующего почти от всех желудочно-кишечных заболеваний (запоры, несварение, диабет, и проч.).
Тонизируется печень, почки, селезенка, поджелудочная железа, увеличивается огонь пищеварения. Секреторная деятельность надпочечников приходит в норму, что возвращает страдающему летаргией жизненную энергию, а беспокойному дает уравновешенность.
Происходит стимуляция симпатических нервов солнечного сплетения, что благоприятно отражается на работе органов тела. Поскольку уддияна воздействует на солнечное сплетение, на уровне которого расположена манипура чакра (она является праническим центром в теле), то происходит гармонизация распределения праны в организме.
Есть схожая с уддияной практика в йоги — агнисара-крийя, которая часто является подготовкой к выполнению первой.
Доброго времени суток.
У меня к Вам вопрос по поводу выполнения данной бандхи. В некоторых источниках встречается как обязательное действие втягивание анального сфинктера, то есть разнится от ашвини-мудры до жесткой мула-бандхи. При выполнении уллияны-бандххи кровь из брюшной области выталкивается, и тут, собственно, вопрос и возникает — если у человека геморрой, то прилив крови усилит набухание геморроидальных шишек, а если выполнять ашвини-мудру, то кровь будет выталкиваться из прямой кишки насильственным образом, «промывая» сосуды кровеносной системы. Так же — с позиции логических заключений подобного рода, — невыполнение нижнего замка будет негативно сказываться, к примеру, при опухлости яичек и подобных заболеваниях.
А вопрос я так и не озвучил)) Он в следующем — сколь верны сии рассуждения и не опасно ли не-сжатие ануса при выполнении уддияны-бандхи?
Заранее благодарен,
Александр
Здравствуйте, Александр!
Прошу прощения за задержку с ответом.
Просмотрел англ. версию книги «Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха» Свами Сатьянанды Сарасвати (это собственная публикация Бихарской Школы Йоги) — там нет упоминания о доп. сокращении анального сфинктера при выполнении Уддияны. В сидячем варианте присутствует выполнение Джаландхара Бандхи. В то же время, дается совет, что данная бандха должна осваиваться после того, как человек научиться правильно задерживать дыхание, выполнять Джаландхара- и Мула-бандху. Интересно, видимо, Уддийана считается даже более серьезной, чем Мула-бандха. [см. APMB, Yoga Publications Trust, Munger, Bihar, India, pp.415-418]
Насчет геморроидальных шишек, то там же говорится, что рекомендуемые практики в таком случае: Ашвини-мудра, Мула-бандха, выполняемые в Сарвангасане или Випарита Карани Мудре, среди прочих (стр. 538, там же).
Насчет «жесткой мула бандхи» — то да, такое описание присутствует в книге «Йога Терапия» Свами Шивананды, в переводе А. Сидерского.
В книге «Йога и Здоровье». С. Шивананды, в кратком описании Уддияны, нет упоминания о Мула Бандхе или Ашвини Мудре при выполнении последней.
Конкретно по вашему вопросу: Не-сжатие ануса при выполнении Уддияны неопасно, раз его нет в оригинале техники в АПМБ. С другой стороны, раз уж Ашвини и Мула-бандха рекомендуются при геморрое, то, они, судя по всему, неопасны, когда выполняются вместе с Уддияна Бандхой.
Патаббхи Джойс упоминает о подтягивании ануса в брюшном замке.
Здравствуйте, Светлана! Действительно, есть варианты (или описания), когда в Уддияна-бандху «встраивается» Ашвини-мудра. Об этом также говорит А. Сидерский (ну или, по кр. мере, говорил). Правда, в англ. издании «Asana Pranayama Mudra Bandha» Свами Сатьянанда не упоминает подтягивание ануса при выполнении Уддияны.
В книге «Йога и Здоровье» Свами Шивананда, рассказывая об Уддияне (хоть и кратко) тоже не упоминает о подтягивании ануса. Возможно, это особенность Аштанга-Виньяса Йоги.